Статья О. В. Филипповской, приуроченная к выходу книг «Переживание и молитва» (2-е издание) и «Понимающая психотерапия как психотехническая система», впервые опубликована в ежегодном научном журнале «Вестник христианской психологии» (2023, №1)


ЗВЕЗДА ВАСИЛЮКА

Лирические заметки по случаю выхода двух книг Федора Василюка.


С именем Федора Василюка в широком психологическом сообществе прочно ассоциируются два понятия — переживание и понимание.

Понятие переживания, по известному определению автора, описывает «долгую и сложную работу души, в ответ на ситуацию невозможности».

Понимание же есть «способ бытия психотерапевта, который дает проявиться в нем бытию пациента».
Этот непривычный, даже уникальный для научного словаря Федора Василюка вариант трактовки понятия понимания, найденный мной случайно в виде его беглой карандашной заметки на полях одной книжки, мгновенно привлек мое внимание. Как жене, спутнице и свидетельнице его жизни, мне кажется, он точно выражает его собственный очень цельный способ бытия.
В очерке Марины Цветаевой «Слово о Бальмонте» есть такие слова: «Когда семейные его, на вопрос о нем, отвечают: „Поэт спит“ или „Поэт пошел за папиросами“, — нет ничего смешного или высокопарного, ибо именно поэт спит, и именно поэт пошел за папиросами… На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда поэта».

Знавшие Федора помнят, что к обычным житейским ситуациям он часто относился «по-психотерапевтически», и, напротив, мелкие бытовые наблюдения становились для него вдруг научной находкой или иллюстрацией той или иной идеи.
Свою жизнь он не делил на профессиональную и частную, работу и досуг. Мне уже не раз доводилось цитировать одно из характерных его высказываний: «Наконец-то у меня отпуск, теперь я смогу всласть поработать!»
В то же время, по свидетельству многих, его лекции, семинары, выступления обычно проходили «играючи», в них всегда присутствовала какая-нибудь затея, выдумка, импровизация.

«Профессора, который может так артистично, остроумно и бесконечно обаятельно защищать докторскую, превратив формальное действо в творческий и интеллектуальный праздник, мне не приходилось раньше встречать», — написала в свое время о Федоре моя хорошая подруга.
Защита диссертации, о которой идет речь, состоялась в 2007 году. С той поры Федор каждый раз записывал в своем годовом плане — «подготовить и опубликовать книгу». И даже одна из последних его записей в дневнике 2017 года гласит: «Главная радикальная цель, если Господь даст сил и возможностей, — книга «Понимающая психотерапия».

Горячо желая воплотить этот заветный, но неосуществленный им замысел, я не без трепета решилась, наконец, в сотрудничестве с нашей давней коллегой Е. Л. Ивановой взяться за подготовку сложного и объемного текста докторской диссертации к печати.

Работа над книгой продолжалась весь минувший 2022-й год, и какой это был год, объяснять моим современникам не надо. Однако времена не выбирают… И, признаюсь, что погружение, вникание заново в мир идей и размышлений моего мужа помогало мне нести, совладать, пере-живать грозные событиянашего железного, как сказано в известном стихотворении, века.

И вот, книга Федора Василюка «Понимающая психотерапия как психотехническая система» (изд-во «Питер», 2023) увидела свет.
Название ее полностью соответствует теме докторской диссертации, но содержание — несколько шире. Кроме основного текста, представляющего собой фундаментальный труд автора, обобщающий его теоретическую, практическую и педагогическую работу за четверть века зрелой профессиональной деятельности, в книгу включены несколько последних его статей, развивающие и уточняющие отдельные идеи и положения.

Примечательно, что предисловие к книге и послесловие к ней написали два очень значимых в профессиональной судьбе Федора Василюка человека. Одного из них представлять не нужно — это академик, профессор, публицист А. Г. Асмолов. Другой — В. Я. Дубровский, в настоящее время почетный профессор одного из Университетов США. Каждый из них в свое время был научным руководителем его первых студенческих работ.

Возвращаясь к названию книги, предвижу нередко возникающий у неподготовленного собеседника вопрос: «Что значит понимающая психотерапия? О каком таком особом понимании идет речь?»

Чтобы детально разобраться в данном вопросе, необходимо, разумеется, прочитать книгу, но получить представление, образ, мгновенный набросок будущего ответа можно благодаря короткому, но исключительно выразительному фрагменту из одного случайного письма Федора, который мы сделали эпиграфом к книге. Это «такой способ отклика на слова другого человека, по которому он чувствует, что понят, но понят не зеркально, не тождественно, а так, что в этом понимании открывается простор для его роста. Теперь, после такого понимания он видит, что именно туда его душа и хотела прорасти, и его переживание пускает зеленый росток в это открытое и согретое пониманием измерение».

В этом поэтичном отрывке встречаются оба, как говорилось выше, ключевых для психотерапевтического подхода Федора Василюка понятия — понимание и переживание.

Напомню, что в свое время им был введен также особый термин — «психотерапевтическое упование», обозначающий «тот основной продуктивный процесс душевной жизни пациента, который непосредственно обеспечивает достижение терапевтических целей». В понимающей психотерапии таким упованием является как раз процесс переживания.

Он пишет: «Если человека постигло несчастье, тщетно окружающие и он сам будут объяснять его неизбежность и закономерность. Тщетно будет он стараться силой воли „взять себя в руки“. Человек должен будет пройти через мучительный процесс переживания, должен будет дать совершиться в своей душе работе переживания и только тогда сможет заново ощутить осмысленность и полноту жизни».

Разрабатывая, развивая понятие переживания, Федор органичным для себя, психотерапевта и христианина, путем подходит к теме соотношения переживания и молитвы.

«Психотерапия по своему предназначению есть душевная помощь человеку в страдании, поэтому главный ее познавательный интерес состоит в том, чтобы понять тайну человеческого преодоления страдания. Именно в этом пункте сходятся психотерапия и религия, психотерапия и молитва».

«Переживание может перерасти в молитву и органически соединиться с нею; в таком духовно-душевном организме происходит переплавление, преобразование душевного в духовное, причем без ухода в спиритуальность, с просветлением самой ткани душевного процесса».

«Претворяясь в молитву, переживание «питает ее искренностью боли и вдыхает из нее освобождающий дух благодати, постепенно преобразуя само переживание, душу, а затем и жизнь».

Эти цитаты взяты уже из другой книги Федора Василюка -«Переживание и молитва», первое издание которой вышло в издательстве «Смысл» в 2005 г. и было подготовлено им самим, а новое, расширенное и дополненное, появилось в том же издательстве недавно, в 2021 г.

Пользуюсь здесь случаем, чтобы еще раз выразить свою признательность всей команде учеников и последователей Василюка, вместе с которыми мы работали над ее выходом.

Обе книги — «Понимающая психотерапия как психотехническая система» и «Переживание и молитва», естественным образом дополняя друг друга, делают более масштабным и объемным представление о профессиональном мировоззрении и психотерапевтической философии их автора, о перспективах развития его подхода.

Федор Василюк пишет, что работа «Переживание и молитва» представляет собой опыт общепсихологического исследования, предпринятого ради создания синергийной психотерапии. Данное направление, продолжает он, тесно связано с идеями синергийной антропологии, развиваемой С. С. Хоружим, в русле представлений православной духовной традиции.
Проект синергийной психотерапии после ухода ее начинателя так и остался незавершенными, открытым к продолжению…

Однако, для творческой биографии Федора Василюка важно, что он сам обозначил вектор развития понимающей психотерапии, русло, по которому намеревался вести свой корабль, свою путеводную звезду, оставляя при этом ученикам свободу выбора, ибо в подходе, созданном им, «обителей много».

19.02.2023