Работа известного православного психолога, д.п.н., профессора Санкт-Петербургской православной духовной академии Л. Ф. Шеховцовой впервые была опубликована в сборнике «Статьи и тезисы докладов X Научно-практической конференции с международным участием «Современные ландшафты понимающей психотерапии» (Москва, 17−18 сентября 2022 г.)


РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ФЕДОРА ВАСИЛЮКА:

ОТ УПОВАНИЯ НА «ПЕРЕЖИВАНИЕ» К УПОВАНИЮ НА «МОЛИТВУ»


Я бы хотела отметить важную роль Федора Василюка как редактора и автора статей в «Московском психотерапевтическом журнале».

Значимым вкладом в развитие отечественной психотерапии и консультирования являются «Специальные выпуски по христианской психологии» — приложения «Московского психотерапевтического журнала», выпускающим редактором которого был Ф. Е. Василюк, а ответственным редактором спецвыпусков — Е. В. Загородная1.

В современной отечественной психотерапии Ф. Е. Василюк основал два направления — понимающую и синергийную психотерапии, которые представлены в статьях этого журнала.

1. Понимающая психотерапия развивалась в традиционных рамках гуманистической психотерапии, гуманизма, где в центре мира находится человек; отличие гуманизма от философии Средних веков — в центре мирозданья находился БОГ. Соответственно, в гуманистической психологии из описания природы человека исчезает дух, который возвращается в психологию только в конце ХХ в. (В. Франкл, С. Гроф). Для современной психотерапии, как западной, так и отечественной, характерна тенденция к некоторому абстрагированию от мировоззрения и нравственных ценностей. Однако более глубокая профессиональная рефлексия побуждает к выводу, что каждая психотерапевтическая теория уже в своих терминах скрыто или открыто несет ряд ценностей, которые, собственно, и интегрируют воедино теорию и метод. Эти ценности определяют и жизненную позицию, жизненную философию консультанта, без которой механическое использованием метода обращается в манипуляцию в негативном смысле этого термина, делая клиента объектом, а не субъектом консультирования. Сегодня и Федор Василюк, и многие психотерапевты понимают, что психотерапевт в процессе работы с клиентом исходит из определенных теоретических воззрений на природу и устроение человека. Если в гуманистической психотерапии человек представлен сомой и психикой, то в логотерапии В. Франкла, трансперсональной психологии, а также синергийной психотерапии Федора Василюка человек — это сома-психика и дух. Современный французский психиатр, философ и богослов Ларше вводит понятие духовного бессознательного, когда человек «не знает», что природа его духовна 2. Ларше пишет, что наряду с телесным и психическим бессознательным существует и духовное бессознательное. Духовное в человеке представляет, скорее, некое измерение, нежели некую часть или сферу его существа. Духовное связано с психическим и телесным, но у духа — иная природа. Духовное понимается как выход человека в трансцендентную реальность, как отношения с Богом. Следует отметить, что духовное измерение человека понимается по-разному не только в направлениях современной психотерапии, но и в различных духовных и религиозных учениях. В рамках христианской антропологии, с которой можно соотнести синергийную психотерапию, дух — высшая часть души, человек -духовное существо и пребывает в со-бытии и синергии — совместном молитвенном делании с Богом. Поэтому понятно, когда Федор Ефимович говорит об интуиции трансцендентного у каждого человека, о дыхании духовного организма, в обычных ситуациях искусственно подавляемых усилиями (2002)3, то ясно, что это то, что Ларше называет «духовным бессознательным».

Если экзистенция, которую философы понимают как духовную сущность человека, изначально содержит в себе ориентацию на душевно-духовное соединение с Другим, с психотерапевтом, то верующий клиент, а таких сегодня много4, стремится к соединению с Богом. В современной психотерапии недостаточно уделяется внимания личности психотерапевта, но Федор Василюк обращает внимание не только на экзистенцию клиента, но и на экзистенцию психотерапевта. Личность психотерапевта — главная переменная психотерапии. Еще в 1992 г. Федор Ефимович говорил о единстве клиента и психотерапевта в эмоциональном контакте5. Отсюда можно говорить и о требовании к личности психотерапевта А. Ф. Бондаренко: при совпадении «Я экзистенциального» (ценностно-смыслового. — Прим. Л. Ш.) и «Я функционального» (компетентностного. — Прим. Л. Ш.) у психотерапевта эффективность его работы с клиентом максимальна6. Особенно важно наличие такого общего тезауруса у верующего клиента с верующим психотерапевтом. Федор Ефимович Василюк сам был глубоким человеком, чувствовал экзистенцию другого человека и выходил с клиентом на уровень общения «экзистенция-экзистенция», и только такая ВСТРЕЧА может действительно помочь клиенту. Как-то один экзистенциальный психотерапевт сказал, что его не интересует, как понимать «ЭКЗИСТЕНЦИЮ» человека, у философов много интерпретаций в понимании этого термина. Но как же нам, психотерапевтам, работая с человеком, НЕ понимать природу человека, его глубинную онтологию?!
_______________________________________________________________________________
1«Московский психотерапевтический журнал» с 1992 г. (с 2010 г. «Консультативная психология и психотерапия»), приложения «Специальные выпуски по христианской психологии».
2 Ларше Ж. К. Духовное бессознательное. М., 2022.
3 Василюк Ф. Е. От переживания — к молитве // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 1.
4 По данным социологических опросов 60−80% граждан России считают себя православными, поэтому отечественной психотерапии естественно ориентироваться на нравственный идеал национальной традиционной религии — восточное православное христианство.
5 Василюк Ф. Е От психологической практики к психотехнической теории //Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1.
6 Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1.
___________________________________________________________________________________________

Сегодня современные психотерапевты очень увлечены техниками, технологиями, главная же переменная психотерапевтического процесса, как показали исследования эффективности психотерапии, — взаимоотношения ЛИЧНОСТИ психотерапевта и ЛИЧНОСТИ клиента, и это очевидно на психотерапии Федора Ефимовича.

Главными категориями «понимающей психотерапии» являются «понимание» и «переживание». «Понимание» — это главная, особая диалогическая установка данного направления психотерапии и приглашение клиента к свободе самопознания и самовыражения в «нудящей пустоте».7

В последнее время интенсивно развивается в мировой психологии духовно-ориентированный подход, т. е. не только в нашей стране, но и вообще в мировой психологии с конца ХХ века возникает большой интерес к философско-антропологическому самоопределению психотерапии, т. е. мировая психотерапия выходит на уровень философского, религиозного осмысления и пытается самоопределиться по отношению к той или иной духовной традиции. Мы знаем, что существует трансперсональная психология, которая соотносит себя с восточной философией; хорошо известная позитивная психотерапия Пезешкяна соотносится с восточным учением бахаизма, т. е. различные виды психотерапии пытаются примкнуть к какой-то духовной традиции.

«Синергийная психотерапия», которую разрабатывал Василюк, задумана им как примыкающая стратегия по отношению к православию.

2. «Синергийная психотерапия» основывается на синергийной антропологии С. С. Хоружего, — философской рефлексии православного учения о человеке8. В нашей стране зарождается православная христианская психология, представленная в том числе и Федором Ефимовичем. Если на Западе христианская психология существует достаточно давно и прежде всего у протестантов, где очень развито пастырское консультирование, то в нашей стране православная христианская психология развивается где-то с конца 90-х годов ХХ века.

Ф. Е. Василюк пишет: «вглядываясь в драматическую перипетию борьбы идей и людей в истории психотерапии, можно заметить и глубинные медленные сдвиги психотерапии, психотерапевтического упования», т. е. на что уповает психотерапевт, работая с человеком9. Упование психоанализа — это осознание. Бихевиористское направление уповает на научение. Гуманистическая психология уповает на спонтанность, на коммуникацию. Синергийная психотерапия уповает на молитву. Можно сказать, что это все какие-то последовательные шаги психотерапевтического сообщества, рефлексия всего того, что делается в психотерапии, смена упования, смена предметов и смена цели.

В отечественной психотерапии многие психотерапевты работают с проблемой горя, страдания человека. Федор Ефимович часто в своих работах поднимает не только тему горя, страдания, но и утешения, и он говорит, что при утешении психотерапевт часто занимает участную позицию при переживании горя, и говорит о том, как можно работать с утешением10. Возможно направление духовно-нормативное, которое выражается «сам виноват». Утешение может быть душевно-сентиментальным — погладить, пожалеть, посочувствовать, поэмпатировать. И третий вид утешения — духовно-участное, где переживания переходят в молитву.

Категория страдания в разных психотерапевтических направлениях преодолевается разными методами: через осознание, через повторное переживание, а в синергийной психотерапии страдание преодолевается через молитву, и Федор Ефимович отмечает, что молитва должна стать на место страдания. Страдание не вытесняется, осознание не преодолевает страдание; эффективным будет преобразование процесса страдания в молитву, и молитва встает на место страдания, и тогда у клиента возникает другое состояние.

Теоретически анализируя, как ведёт себя человек в кризисной ситуации, как ведёт себя в состоянии страдания и как в состоянии беды, Василюк говорит, что на беду человек отвечает либо действием, либо переживанием, либо молитвой, т. е. человек на беду реагирует по разному: 1) действием, направленным к миру; 2) переживанием, направленным к себе, это внутренняя работа, внутренняя деятельность; 3) молитвой, естественно, направленной к Богу11.

Страдание преодолевается через молитву. Ф. Е. Василюк отмечает, что молитва должна стать на место страдания и тогда у клиента возникает другое состояние. Феноменологической предпосылкой молитвы является антиномия возможности невозможного. Антиномия — это вид мышления, который выражается формулой «И-И». Если логическое дискурсивное мышление работает по формуле «Или-Или» (или чёрное или белое, или чёт или нечёт) — что является спецификой рационального, логического мышления, то антиномия — это мышление по формуле «И-И». В работах Ф. Е. Василюка часто встречаются антиномичные высказывания.

Синергийная психотерапия говорит также о преображении чувств. Молитва сублимирует переживание, что Федор Ефимович понимает как «возгонку» переживания, и тогда молитва становится носителем переживания.

Переживание возникает тогда, когда что-то невозможно, в нашей жизни возникает какой-то блок и далее невозможно какое-то разрешение травмирующей ситуации. Молитва как компонент синергийной психотерапии даёт возможность вырваться из ложной дилеммы гуманистической психологии «вытеснение или отреагирование». Современные психотерапевты говорят, что у человека имеется очаг отрицательных вытесненных эмоций, но как преодолеть вытеснение? Как человек поступает в кризисной ситуации — вытесняет свои чувства или отреагирует вовне? Федор Ефимович утверждает, что функция молитвы, смысл молитвы — держать переживание (какое-то отрицательное напряжение), держать и преобразовывать это переживание в слово, преобразовать и выразить в слове правду сердца Богу, и в этом проявляется мужество быть.

Если секулярная психотерапия говорит о выражении или невыражении чувств (чувства зажаты, вытеснены), то синергийная психотерапия говорит о преображении чувств. В качестве примера Федор Ефимович приводит отпевание. Когда человек теряет близкого и скорбит по нему, и происходит процесс отпевания — это процесс преобразования состояния горя и страдания в некий другой уровень.

Он пишет, что молитва сублимирует переживания (мы знаем термин сублимации в психоанализе), а Ф. Е. Василюк придаёт этому совсем другой смысл: для него молитва сублимирует переживания. Сублимацию переживания он понимает как возгонку. В процессе переживания происходит возгонка переживания в молитву, и тем самым достигается особое состояние, молитва становится местом переживания, носителем переживания. Переживание, по словам Федора Василюка, — это работа на смысл.

Молитвенное открытие переживания связано не с торопливым изведением внутреннего во вне, что происходит при отреагировании, а с ориентацией душевного движения в глубину, и для глубинных переживаний характерны как раз смысловая интегральность, отыскание смысла и личностная включённость. Как же сочетаются молитва и переживание? Если переживание начинается с невозможности, это создаёт готовность к трансцендированию, то молитва не приходит вместо переживания, а становится местом переживания, носителем переживания
______________________________________________________________________________

7Василюк Ф. Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 4.
8 Хоружий С. С. Диптих безмолвия. М., 1991.
9 Василюк Ф. Е Молитва и переживание в контексте душепопечения // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 3.
10 Василюк Ф. Е. От переживания-к молитве // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 1.
11 Василюк Ф. Е. От переживания-к молитве // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 1
__________________________________________________________________________________________

Я полагаю, что Ф. Е. Василюк – это явление в отечественной психологии и психотерапии, именно явление яркое, глубокое и самобытное. Созданная Ф. Е. Василюком понимающая и синергийная психотерапия отличается глубокой теоретической проработанностью, мировоззренческой соотнесённостью с национальной культурой и духовной традицией. Её отличает реализация целостного подхода к человеку (где человек рассматривается как тело, душа, дух), а также новизна и самобытность, и высокая эффективность практики. В одной из своих работ Б. С. Братусь сказал, рефлексируя состояние отечественной психотерапии, что «нельзя догнать догоняя»15. Это высказывание о том, что на протяжении 20 лет мы всё смотрим на Запад и стараемся догнать, догнать очередное западное новшество. А Ф. Е. Василюк как раз не догоняет западную психотерапию и в то же время находится НЕ на задворках мировой психотерапии, а в авангарде мировой психотерапии в её обращённости к духовной традиции; его синергийная и понимающая психотерапия естественно вписывается в менталитет нашего русского клиента.

Литература
1. Бондаренко, А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А. Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. – 1993. – №1.
2. Василюк, Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. – № 1.
3. Василюк, Ф. Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания /Ф. Е. Василюк/ Московский психотерапевтический журнал. – 1996. – № 4.
4. Василюк, Ф. Е. От переживания – к молитве / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. – 2002. – № 1.
5. Василюк, Ф. Е Молитва и переживание в контексте душепопечения / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. – 2003. – № 3.
6. Ларше Ж. К. Духовное бессознательное / Ж. К. Ларше. – Москва : Сретенский монастырь 2022. – 320 с.
7. Начала христианской психологии. – Москва : Наука, 1995. – 236 с.
8. Хоружий, С. С. Диптих безмолвия / С. С. Хоружий. – Москва : Центр психологии и психотерапии, 1991. – 135 с.