Операциональная структура выбора
Чтобы совершать подлинные выборы, то есть выборы, которые в контексте реальной жизни приближаются к описанному выше идеалу, человек должен стремиться воплотить в своем сознании условия легкого и сложного ценностного мира и осуществлять выбор по логике и законам этого мира.
Какие психотехнические действия он для этого должен совершить? Описав совокупность этих действий, мы получим операциональную структуру акта выбора.
1) Отвлечение от трудности мира. Это умение выходить из поля действия сиюминутных, временных, быстропреходящих обстоятельств, связанных с труднодоступностью одной и легкодоступностью другой альтернативы, умение не предпочитать синицу потому лишь, что она уже в руке, а журавль — в небе.
2) Удержание сложности мира. Может показаться, что психотехническая задача удержания сложности мира лишена смысла, потому что сложность дана нам без специальных усилий, как объективный факт перекрещенности жизненных отношений. Всякое действие человека, "реализующее одну его деятельность, одно отношение, объективно оказывается реализующим и какое-то другое его отношение"
(А.Н. Леонтъев, 1975, с.211). Тем не менее клинический и житейский опыт показывают, что люди сплошь и рядом ведут себя так, будто бы их жизненный мир прост, то есть удерживают в сознании лишь актуальные цели и задачи реализуемой деятельности, игнорируя влияние, которые их действия оказывают на другие жизненные отношения. И дело при этом не в том, что они решили пожертвовать ими ради достижения своей цели (жертва была бы формой учета сложности), а в том, что они актуально удерживают сознанием лишь одно жизненное отношение. За примерами далеко ходить не нужно: инфантильное "с глаз долой — из сердца вон", готовность наркомана ради "дозы" идти на любые ухищрения, даже на преступление, не думая о последствиях и о своих собственных интересах, истерическое вытеснение одной из конфликтующих тенденций — это лишь первые, наугад взятые проявления игнорирования или избегания сложности мира.
Исходя из этих фактов, можно предположить, что внутренняя сложность мира есть плод особого усилия, особых психотехнических действий, сводящих субъективно разбегающиеся жизненные отношения в единое пространство. Действия по поддержанию сложности мира являются необходимым условием и структурным компонентом акта выбора. Что это за действия?
Разотождествление. Для того, чтобы возможным стало внутреннее психотехническое оперирование жизненным отношением или мотивом, субъект должен разотождествиться с этим отношением, превратив его из поглощающей стихии в предстоящий предмет так, чтобы можно было назвать его — "это мое", тем самым актуализировав
Я, которое не тождественно "мое".
Совместная презентация. Действие, направленное на организацию одновременной представленности сознанию двух или больше отношений. Пространством презентации может послужить отдельная деятельность, в которой "выгораживаются" какие-то символические зоны, помогающие удерживать в поле внимания вместе с текущей и другие деятельности. Таким пространством презентации могут стать и не приписанные к отдельному отношению знаковые и физические объекты, в том числе и человеческое тело. Например, принятые сейчас в молодежной субкультуре "фенечки" — плетеные браслетики — по своей психологической функции призваны быть символом, постоянно, чем бы человек ни занимался, напоминающим о дружеских отношениях с дарителем "фенечки".
Выявление. Действие, направленное на осознание факта пересечения жизненных отношений. Например, чувство вины, возникшее при достижении успеха вместо радости, может послужить поводом для анализа и обнаружения конфликта двух жизненных отношений.
Структурирование. Действие, направленное на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями. Возможно установление логических связей (например, "Если не решу задачу, не пойду играть в футбол"), временных ("Сначала поиграю в футбол, а потом решу задачу"), иерархических ("Здоровье дороже, чем успех") и т.д.
Названные действия не исчерпывают всего психотехнического инструментария особой активности по поддержанию сложности мира, но их достаточно, чтобы оценить ее общие задачи. Это, во-первых, задача противостояния тенденции каждого жизненного отношения захватывать все сознание личности, тенденции "гипнотизировать" личность, лишать ее роли автора жизни и делать послушным исполнителем "воли" соответствующего мотива. Вторая общая задача действий по поддержанию сложности мира — противостояние стихийному запутыванию нитей жизненных отношений и стремление к осмысленному их сопряжению.
3)
Актуализация глубинных ценностей. Дело обстоит отнюдь не так, что человек всегда стремится ценностно разрешить возникший внутренний конфликт и не делает этого лишь потому, что не смог осознать сам факт противоречия или из-за внешних причин, замутняющих чистоту взора, не смог отстраниться от влияния ситуативных обстоятельств и игры "полевых" сил.
Напротив, существует мощная внутренняя тенденция уклоняться от подлинного выбора. Тенденция, которая с удовольствием эксплуатирует и внутреннюю сложность жизни, и внешнюю трудность, нарочито преувеличивая их неподконтрольность и могущество. Поэтому мало очистить сознание от удобных ссылок на внутреннюю неясность и внешние обстоятельства, для осуществления полноценного выбора необходимы еще способность и готовность актуализировать в сознании ценности, переводя обсуждение противостоящих альтернатив из горизонтальной плоскости конъюнктурно-ситуативного взвешивания в "вертикальную" плоскость их принципиальной оценки. Актуализация ценностей, таким образом, — особая психотехническая задача. Ее решение состоит из двух основных актов — "приглашения" ("призыва") ценности и "прислушивания" к ней. Так гитарист перед тем, как подтянуть струну, возбуждает звук камертона и прислушивается к нему.
4) Оценка альтернатив. Оценивание альтернатив мало напоминает измерение линейкой двух отрезков или сравнивание с образцом двух деталей. Самый главный вопрос психологического описания этой, центральной части выбора состоит в том, чтобы понять, как, в какой форме встречаются ценность и оцениваемая деятельность (жизненное отношение).
Каждая альтернатива (отдельная деятельность, реализующая особое жизненное отношение) должна быть подготовлена к процедуре оценки. Эта подготовка уже отчасти обеспечена предшествующими фазами выбора — отвлечением от
трудности мира и удержанием
сложности. Погрузить деятельность в контекст легкого жизненного мира — значит снять с нее ограничения технического порядка и тем самым мысленно довести ее до предела, дать ей осуществиться во всей полноте, превратиться в целую жизнь, максимально выявить себя.
Для полного осознания смысла этой деятельности нужно в контексте внутренней сложности предоставить ей режим наибольшего благоприятствования, то есть вообразить, что она полностью определяет собой весь образ жизни личности. Результатом этих психотехнических действий будет мысленное преобразование деятельности в образ жизни, мотива этой деятельности — в смысл жизни, а ее субъекта — в личность, живущую этой жизнью.
Итак, в подлинном выборе речь идет не об избрании того или другого нюанса или детали (вроде выбора прически, как дело изображается в экспериментальных исследованиях когнитивного диссонанса —
Festinger, 1967).Вся субъективно переживаемая мучительность выбора косвенно свидетельствует о том, что каждая выбираемая альтернатива — не просто какая-то частность, пусть и важная, что, выбирая альтернативу, человек выбирает судьбу. Это значит, что, даже если речь идет о выборе прически, в подлинном выборе она рассматривается не как частное изолированное жизненное событие, а как символ, воплощающий тот или иной образ жизни.
Чтобы ответить на вопрос, в каком виде встречаются между собой оцениваемая деятельность и ценность, нужно еще задуматься над формой актуализации ценности. Последняя состоит не во введении в феноменальное поле некоторого объекта (идеи, принципа, нормы, образца и т.д.), а в появлении в нем
второго лица, живого Ты. Ценность по своей сущностной форме есть не идея, а лицо. Ценность существенно персонологична, как личность существенно аксиологична. Актуализация ценностного Ты означает возникновение особого диалогического отношения, в котором и через которое личность, собственно, и осознает себя как
Я. Я и есть ответ на вопрос, отклик на призыв со стороны Ты.
Выходит, что в ситуации оценки деятельности личность "рождается" дважды — один раз как ответ на вопрос: "Кто я, следующий такому образу жизни", а второй раз как ответ на вопрос: "Кто я, исповедующий эту ценность?" Это двойное рождение личности и создает ту форму и то поле, на котором могут встретиться ценность и деятельность, может произойти подлинная экзистенциальная оценка деятельности. Так, в приведенной выше метафоре дважды рождается звук — от камертона и от настраиваемого инструмента, и гитарист делает свой слух местом их встречи.
Ценностное сопоставление альтернатив и происходит в форме такого попеременного прислушивания личности к себе — к тому, как в ней откликается и звучит ценность, и как в ней откликается и звучит образ жизни, представляемый каждой из конкурирующих деятельностей.
На уровне сознания этот процесс может проявляться в ответах на вопросы: "Хочу ли я такой жизни? Кто я перед лицом своих ценностей, если выбираю эту жизнь? Могу ли я от нее отказаться? Кем я окажусь в этом случае? Соответствую ли я такой жизни? Могу ли ее вынести? и т.д." Происходит сложная внутренняя дискуссия, в ходе которой каждая из конкурирующих альтернатив многократно и в разных вариантах и сочетаниях появляется на сцене в силу того, что подготовительный процесс воображаемого преобразования деятельности в образ жизни и превращения ценности в Ты может возобновляться и варьироваться в рамках уже начавшейся оценки.
В идеальном случае рано или поздно наступает момент, когда вдруг внутри личности возникает созвучие двух ее образов, — идущего от ценности, и идущего от предлагаемой одной из альтернатив жизни. Этот момент знаменуется ощущением внутренней согласованности, радостного узнавания себя и своей жизни, воодушевления, чувством подлинности, осмысленности, принятия судьбы, мужества жить.
Разумеется, это лучший, но не единственный возможный исход. В реальных условиях дефицита времени, ресурсов, резко ограниченного поля внешних и внутренних возможностей могут избираться и закрепляться решением субъекта дисгармоничные выборы, когда оказывается, что образ жизни, личность и ценности не соответствуют друг другу, в личности создается мучительная и болезнетворная раздвоенность.
Анализ этой фазы выбора позволяет преодолеть распространенную в научно-психологических описаниях иллюзию константности личности до, во время и после выбора. Выбор же зачастую мыслится как действие, совершаемое как бы за границами самое личности, сохраняющей самотождественность. В действительности это не так. Человек выбирает не один из двух предметов или даже мотивов. Он выбирает себя. Выбор изменяет его личность. Парадоксально выражаясь, не столько личность делает выбор, сколько выбор делает личность, формирует ее.
5)
Решение. Даже если в фазе оценки альтернатив возникло очевидное предпочтение одной из них, это автоматически не предрешает выбор в пользу этой альтернативы. Необходимо специальное внутреннее действие — решение, которое скажет "Да" одной из конфликтующих сторон, и "Нет" другой. Этот акт может быть подготовлен очень хорошо или почти вовсе не подготовлен, в любом случае он необходим. Никакие внутренние постижения и очевидности сознания сами по себе не перетекают в действие, для этого требуется решение — акт мужества и риска принятия на себя ответственности. Это водораздел между сознанием и волей, ничем до конца не детерминированный и полностью не рационализируемый. Момент решения интимно связан с таинством личности. Говоря "Да будет так!", человек не просто берет на себя ответственность за решение, не просто придает ему характер окончательности, он скрепляет выбор печатью своей личности, впечатывает свою личность в выбор. От силы этой печати во многом зависит, насколько стойко человек будет следовать своему выбору при неизбежных испытаниях на этом пути.
6) Жертва. Она является не столько неизбежным следствием выбора, сколько внутренним актом, с необходимостью входящим в его состав. Чтобы осуществить выбор, человек должен отказаться от многих возможностей, привычек, намерений, в пределе — от какой-то жизни, которая была возможна до выбора. Поэтому на самых ранних фазах выбора начинается и еще долго после принятия окончательного решения тянется работа переживания по смирению с невозможностью осуществления отвергнутой альтернативы. Чем лучше развита у человека способность предвосхищающего, опережающего переживания, чем лучше он осознает всю полноту предстоящей утраты и в то же время ресурсы и перспективы совладания с нею, тем больше он способен жертвовать и тем более ответственно может делать свои жизненные выборы. Способность жертвовать на глубинных экзистенциальных уровнях связана с даром свободы и творчества личности, может быть потому, что и свобода, и творчество, и жертва предполагают выход за свои пределы. Не случайно даже в шахматах умение жертвовать сопряжено с ярким творческим стилем игры.
Психотехника выбора: ориентиры для психологического тренинга
Задача этого раздела в том, чтобы наметить пути психотехнического развития способностей, которыми человек должен обладать, чтобы совершать полноценные жизненные выборы. Практические сферы приложения, где подобная психотехническая работа осмысленна и полезна, могут быть самыми разными.
Это может быть, например, групповая психотерапия для пациентов отделения неврозов. В клинике неврозов наблюдаются многообразные патологически измененные формы выбора: это и изощренные поиски алиби, связанные со стремлением избежать ответственности, и грубые вытеснения одной из противостоящих мотивационных тенденций, и невротические подмены ценностных оснований ложно понятым долгом, и болезненная нерешительность, и избегание минимального риска, и неспособность к окончательности решений, приводящая к попыткам еще и еще раз войти в давно не существующую реку. Описание невротических нарушений выбора могло бы составить специальный раздел психопатологии.
Однако тема эта отнюдь не специфична для психопатологии.
В такой, казалось бы, столь отдаленной области психологической практики, как психологический тренинг руководителей, совершенствование искусства выбора является не менее важной темой, поскольку чисто рационалистические модели принятия решений оказываются несостоятельными, игнорируя неустранимо личностный характер всякого, даже чисто производственного, выбора и решения.
Стоит ли специально говорить, насколько эта тема важна для профориентационного консультирования. Список возможных сфер приложения идей психотехники выбора этим коротким перечислением, конечно, не исчерпывается. Каждая из этих сфер обладает большой спецификой, поэтому цель данного раздела состоит вовсе не в составлении какого-либо универсального психотехнического сценария, а лишь в указании на существенные ориентиры и возможные варианты маршрута, по которому пойдет тренинг, направленный на развитие способности человека совершать подлинные выборы.
Стоит оговориться, что отдельные действия, составляющие операциональную структуру акта выбора, взаимосвязаны и взаимодополнительны. Поэтому психотехническая отработка умений и способностей, соответствующих одному из них, всегда предполагает большее или меньшее задействование способностей, соответствующих другим операциям акта выбора, и строгая дифференциация их друг от друга в практической плоскости не является ни возможной, ни необходимой.
1) Отвлечение от трудности мира. Для обеспечения максимальной включенности участников в работу над темой выбора, стоит сначала предложить им вспомнить те жизненные выборы, которыми они полностью удовлетворены, за которые они чувствуют уважение к себе. Далее стоит обратить внимание на то, как изменилось отношение к трудностям, с которыми был сопряжен выбор и реализация выбранной альтернативы, когда они уже были преодолены. Возможная форма психотехнической реализации этой задачи — обмен опытом с последующей групповой медитацией, когда тренер, учитывая индивидуальные особенности участников, выявившиеся во время их воспоминаний, пытается достичь актуализации (или создания) в сознании позитивного опыта самопринятия, связанного с выбором, чтобы человек смог ориентироваться преимущественно на внутренние ценности и стремления, а не на внешние трудности, сопротивления, уговоры, угрозы и т.п.
Затем, для того, чтобы этот опыт закрепился и мог произвольно воспроизводиться в других ситуациях, полезно провести упражнение, в котором сознание участников будет перенесено в психологическое время "будущее в прошедшем". В ходе упражнения человеку нужно помочь вернуться в прошлое, когда выбор еще только предстояло сделать, и оттуда взглянуть на реально (и удачно) исполнившееся в объективном настоящем как на будущее. Для тренировки умения "выносить трудность за скобки" полезна и противоположная временная сдвижка сознания — ко времени "прошедшее в будущем". Ее можно реализовать, например, в форме психодрамы "путешествие в будущее", в ходе которой участникам предлагается перенестись во время, где актуальная проблема выбора протогониста уже разрешена и "повспоминать" совместно о его колебаниях, которые оттуда — из будущего — оказываются в прошедшем. Независимо от психотехнической формы этих упражнений, цель их состоит в том, чтобы сформировать умение смотреть на актуальный выбор из отдаленной временной точки, переживая пребывание в ней как психологически реальное.
Эти упражнения формируют умение смещать точку внутреннего зрения и предмет рассмотрения (выбор) по временной, биографической оси. Кроме указанных двух вариантов есть множество других психотехнических возможностей, но каковы бы они ни были, принципиальным для достижения цели, то есть очищения выбора от напластований, связанных с
трудностью мира, является следующее: человек должен психологически вжиться во время, достаточно отдаленное от времени выбора. "Вживание", то есть пребывание в предложенном времени в режиме "здесь-и-теперь", и отдаленность — два фактора, обеспечивающих психологическую дезактуализацию
трудности, а будет ли это перспектива или ретроспектива, решат соображения удобства в каждом индивидуальном случае.
И все же есть две особые точки на временном психологическом континууме жизни, которые дают наиболее интенсивный опыт — это рождение и смерть. На сознательном уровне невозможно совместить свою позицию ни с той, ни с другой, но возможно психологическое пребывание "рядом", которое легко может быть психодраматически воплощено в ходе групповых занятий. В случае рождения участники могут, например, играть роль новорожденного младенца и сказочного персонажа "волшебницы у колыбели", исполняющей любые пожелания о будущем ребенка. В случае смерти возможны упражнения, обыгрывающие мотивы завещания, "последнего слова" к оставшимся жить, эпитафии и пр. (Хотелось бы только предостеречь от духовной беспечности в обращении с темами рождения и, особенно, смерти. В них заключены такие мощные энергии, что безответственные психологические игры по принципу "все, что эффективно — позволено" могут оказаться опасными как для участников группы, так и для психолога.)
Кроме разного рода манипуляций с психологическим временем для развития способности отвлечения от
трудности мира в ситуации выбора, в распоряжении психолога есть множество сказочно-мифологических сюжетов.
Мотивы чуда, обретения героем необыкновенных способностей и сказочной власти, встреча с волшебными персонажами, готовыми исполнить желание героя, и т.п. — все это прекрасные средства для психотехнического воплощения идеи
легкого мира, воплощения, дающего человеку возможность отрешиться в момент выбора от сильных, но в смысловом отношении непринципиальных обстоятельств.
2)
Удержание сложности. В современной психотерапии имеется достаточно большое количество психотехнических средств, позволяющих развивать способности, связанные с задачей "удержания сложности внутреннего мира".
Примером упражнения, направленного на формирование умения
разотождествляться с одним из жизненных отношений, может служить часто применяемый в психосинтезе прием с одноименным названием "разотождествление" (см.
Рейнуотер, 1992). При выполнении этого упражнения человек должен последовательно называть разные аспекты жизненного отношения, прибавляя к ним дезидентифицирующую формулу "... но я — это не...".
Например: "У меня есть сильное желание уехать, но я — это не мое желание". Решению той же задачи хорошо послужит и применяемая в гештальттерапии инструкция говорить от первого лица (например, не "мне грустно", а "я грущу").
В групповой, индивидуальной психотерапии и психологическом тренинге существует большое число психотехнических форм, позволяющих человеку обучаться
одновременной презентации в сознании сразу многих своих жизненных отношений. Удобны и эффективны для этих целей рисуночные методики, в которых предлагается в графической форме выразить свою жизнь во всем многообразии ее сфер. Из психодраматических упражнений подойдут такие, в которых протогонист должен выразить сложность и многообразие своего внутреннего мира с помощью какой-нибудь сильной метафоры, например, рассказать о себе, каким бы он был государством (политический строй, административное деление на области, отношения между областями и центральной властью и т.д.). Подобные упражнения решают не только задачу одновременной презентации жизненных отношений, но и задачу их
структурирования, давая человеку символические средства для упорядочивания их в рамках единой смысловой системы.
В качестве иллюстрации психотехники, направленной на
выявление скрытых от сознания пересечений между разными жизненными отношениями, могут послужить приемы, связанные с использованием методики "диалога голосов"
(см. Цапкин, 1994). Это может быть и озвучивание психодраматическим альтер-эго невербальных проявлений участнике группы, в особенности таких, которые представляют собой "вторичные сигналы" по А. Минделлу
(Минделл, 1993), и персонификация симптома
(Василюк, 1997), и другие техники того же рода.
Главный ориентир для ведущего психологический тренинг при развитии способности "удержания сложности" состоит в создании установки на то, что все аспекты жизни и личности человека должны получить право голоса и свободу выражения, то есть на то, что можно было бы назвать "внутренней гласностью".
3)
Актуализация глубинных ценностей. Здесь кроется сердцевина человеческого выбора. Так сложилось, что выбор часто мыслится как бухгалтерская операция, как расчет, как решение арифметической задачи, словом, как действие рассудка, когда субъект находится в состоянии активного сознавания. Но подлинная ситуация выбора, в которой сошлись несколько жизненно существенных альтернатив, принципиально неподвластна рассудочному вычислению и вообще принципиально неразрешима в той самой горизонтальной плоскости жизни, где она возникла и проявилась. Для осуществления выбора необходим переход сознания в другое измерение, в другую — вертикальную — плоскость. В чем отличие "вертикальных" ценностных движений сознания от "горизонтальных"? Прежде всего в том, что своими основными результатами горизонтальная работа сознания обязана режиму активного сознавания, а вертикальная — режиму функционирования сознания, называемому переживанием (см.
Василюк, 1988). В этом режиме не Я активно оперирую с альтернативами, между которыми осуществляется выбор, и с ценностями, а Я отдаюсь на волю внутреннего, глубинного процесса, к которому лишь прислушиваюсь, лишь внимаю. В какой-то — главной! — фазе выбора нужно превратиться в слух, внимательнейшее прислушивание. Для этого-то и нужно очищение сознания от забот о внешней, материальной реальности, говоря языком Платона: от глаза внешнего, ибо только тогда внутренний глаз начинает видеть зорче. Зорче, внимательней, без суетной, требовательной активности, и тогда нужный выбор рано или поздно сам встает перед внутренним взором, его главный поворот свершается сам собою, совершается со мной. Выбор в этой своей сокровенной части — не рассудочно-сознательная самоуверенность ("Я рассудил и решил"), а скорее доверие к интуитивно-бессознательному чутью. Задача
Я в этой фазе выбора — смирение, утихание, открытость, слушание, послушание.
Повторю, что это не весь развернутый процесс выбора, и позже от личности все равно потребуется активное и сознательное "Да!" или "Нет!", но тем не менее это самый таинственный и важный пункт выбора.
Существует большой спектр возможностей психотехнической проработки соответствующих этой фазе выбора способностей. Главное, чему здесь следует учиться — это отсечению от надежд на спасительность рассудочного вычисления будущего с одновременной готовностью ввериться уже совершающемуся внутреннему, глубинному бытию. В этом направлении и должна организовываться психотехническая ситуация.
Для мотивирования участников заниматься развитием подобной способности можно напомнить о том, что она почитается одной из важнейших в психотехническом арсенале самых разных культур и религий. Например, при всей дистанции, которая отделяет даосизм от христианства, на формально-психологическом уровне вполне осмыслены сопоставления даосистского "недеяния" с христианской заповедью отказа от заботы (Мф.6, 25—34). В проработке этой способности могут быть использованы самые разные приемы, от "прислушивания к голосу импульса" в упражнениях из гимнастики тай-цзи цюань до психодраматического или медитативного разыгрывания соответствующих сказочных и мифологических сюжетов. К последним могут быть отнесены мифопоэтические ситуации, где персонаж, стоящий перед выбором, обращается к волшебному помощнику и получает от него ответ в виде загадки или символа, которые необходимо еще истолковать или разгадать. Психологически здесь важны три момента:
— персонаж обращается к кому-то, а не решает сам с помощью заведомо бессильного (слишком самоуверенно-сильного) рассудка;
— к кому (чему) именно он обращается;
— ответ дается в непрямой, зашифрованной форме, требующей толкования, а сама необходимость толкования переориентирует сознание таким образом, что оно начинает прислушиваться к голосам, идущим из глубинных, бессознательных слоев.
Очень важно при этом актуализировать в памяти и сознании участников интуитивные критерии истинности выбора — тот феноменологический опыт, когда человек испытывал радость интеллектуального инсайта и экзистенциальное переживание вдруг открывшейся подлинности жизни, принятого решения, избранного пути. Это ощущение самоочевидности, вероятно, бывало с каждым, но весь вопрос, как человек к нему относился. В данной части тренинга необходимо всячески поощрять доверие человека внутреннему чувству самоочевидности и культивировать использование его как важнейшего ориентира при выборе.
Проработка этой темы неизбежно ставит вопрос и о сознательно-личностном, а не только интуитивном доверии внутренним голосам. В самом деле, во внутреннем вслушивании и вглядывании возможна мнительность и сомнения при отличении мнимого от подлинного.
Можно, вероятно, ограничиться чисто феноменологическими критериями самоочевидности внутренней истины, а если нет ощущения самоочевидности, то это знак, что нет и истины. Однако более продуктивным представляется такой преодолевающий психологизм поворот темы групповой работы, в котором участники смогут прочувствовать и продумать критерии истинности выбора, связанные с внешним, а не внутренним опытом. Трезвая житейская рассудительность, оценивающая совершенные выборы "по плодам" — лучший учитель интуиции, поскольку дает ей меру и предохраняет от опасности заиграться с самой собой.
4) Оценка альтернатив. Ситуативные обстоятельства отошли на задний план, и обнажились реальные смыслы и мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Далее — сознание переориентировалось из рассудочно-обыденного в ценностное состояние, и человек вместе с конкурирующими в нем мотивами предстал перед лицом надситуативных, вневременных ценностей. Наконец, он даже ощутил, расслышал ответ на мучающий его вопрос и готов сказать "Да!" этому пришедшему решению. Принципиальный выбор созрел. Но это отнюдь не означает, что он окончательно сделан и завершена вся работа выбора. Впереди еще полдела.
Если первые шаги выбора можно схематично представить как переход от горизонтали к вертикали и затем движение в ценностной вертикали, то следующий шаг, на котором должна произойти оценка альтернатив, представляет собой обратное движение — от вертикали к горизонтали, от принципиального решения к пониманию его конкретного жизненного значения для человека.
Для осуществления этого этапа работы выбора необходима, во-первых, способность воображения
образа жизни, соответствующего ценности, продиктовавшей данное принципиальное решение, и
образа Я, личности, живущей такой жизнью. Отрабатывая эти способности во время занятий, необходимо обращать внимание на умение с живой, художественной конкретностью воплощать те или иные ценности. Эта способность может тренироваться, например, с помощью заданий, предлагающих художественно описать, изобразить или разыграть сцены из жизни человека, неукоснительно следующего той или иной ценности.
Такие эстетические воплощения позволяют прочувствовать все душевные и жизненные последствия каждого обсуждаемого варианта выбора и ставят перед человеком много вопросов.
Во время занятий необходимо уделить внимание тренировке умения не уклоняться от этих вопросов, а, наоборот, сознательно фиксировать их: "Моя ли это жизнь? Могу ли я быть таким? Готов ли я поступиться своими привычками? И хочу ли? и т.д.". Многие из этих вопросов исходят из жизненных отношений и потребностей человека, прямо не входящих ни в одну из избираемых альтернатив, но затронутых данным выбором. Необходимо научить участника на этом этапе предоставлять право голоса всем своим жизненным отношениям, чьи интересы задеты выбором. Одна из возможных тренинговых форм для этого — психодраматические упражнения, И где участники изображают различные потребности протагониста и озвучивают их отношение к предложенному выбору. И если на предыдущем этапе критерием правильности выбора было ощущение
"истинности", то на этом этапе критерий правильности — ощущение
"жизненности" выбора, его органичности, соответствия силам, возможностям, дарованиям, устремлениям человека. Речь не о физической, психологической или социальной реализуемости выбора, а о его сообразности уникальному душевному складу, который глубже и определенней любых мнений человека о самом себе (это то, что проницательный герой
w "Преступления и наказания" Порфирий Петрович назвал "натурой", заметив о Родионе Раскольникове, сочинившем свою гладкую наполеоновскую теорию преступления, что он "...на натуру-то не рассчитал").
5)
Решение. Тренинг решительности включает в себя несколько ключевых тем. Первая из них — выбор момента для решения.
В групповой дискуссии можно обсудить индивидуальные стратегии участников. Почти наверняка у одних членов группы выявятся запаздывающие стратегии, когда принятие решения слишком долго откладывается. Причиной такого систематического запаздывания может быть либо стремление уклониться от выбора, либо беспечность, либо нереалистическое желание получить очевидные гарантии правильности выбора, исключающие всякий риск. У других членов группы будут обнаружены опережающие стратегии, когда решение принимается скоропалительно, часто вследствие общей нетерпеливости или дефицита доверия к своему внутреннему миру (интуиции, уму, способности к планированию). Такому человеку хочется побыстрее " ввязаться в бой" и иметь дело уже с внешней реальностью, а не со своим собственным сознанием.
Сравнительное обсуждение этих стратегий полезно для осознания и компенсации их слабых сторон. Однако не менее полезно дать участникам возможность вспомнить свой опыт нахождения оптимального момента для выбора и помочь им осознать внутренние критерии и ориентиры, на которые они тогда опирались.
Имеет смысл привлечь к обсуждению и опыт решительности, прямо не связанный с экзистенциальным выбором, но яркий и хорошо запомнившийся (в спорте, в напряженных социальных ситуациях и т.д.).
Еще одной ключевой темой в этой фазе тренинга является умение принимать идею окончательности, бесповоротности выбора. Примером упражнения, нацеленного на проработку этой темы, может быть задание каждому участнику подготовить список, в котором нужно многократно завершить незаконченное предложение "Я уже никогда...". Опыт показывает, что порой даже у пожилых людей в разряде потенциальных намерений залежались многие юношеские фантазии, и только такое специально организованное действие переводит их в разряд несбыточных. Этот перевод, как ни странно, сопряжен обычно не с сожалением и грустью, а с высвобождающим чувством неповторимости проживаемого момента и совершаемых в нем выборов.