Работа впервые опубликована в журнале "Вопросы философии" в 1986 году


К ПРОБЛЕМЕ ЕДИНСТВА ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


1.


Всякое исследование начинается с удивления. Более полувека тому назад Л. С. Выготский пришел к выводу, что преодоление кризиса в психологической науке прямо связано с созданием особой дисциплины — «о б щ е й п с и х о л о - г и и» — теории «психологического мате­риализма» [5; 33; 34]. Создана ли в со­ветской психологии (а лишь она будет ин­тересовать нас в этой статье) такая общая теория? Стоит задуматься над этим вопро­сом, чтобы с удовлетворением ответить, что подобная теория есть, но тут же с не­доумением признать, что... существует не одна, а по меньшей мере три общие пси­хологии — теория отношений (В. Н. Мясищева), теория установки(Д. Н. Узнадзе) и теория деятельности (А. Н. Леонтьева)1.
___________________
1Почему названные теории приписаны именно этим авторам? Не они ведь были первооткрывателями психологических проб­лем отношения, установки и деятельности (достаточно вспомнить имена А. Ф. Лазур-ского, Л. Ланге, М. Я. Басова, С. Л. Ру­бинштейна). Да и что касается вклада в разработку этих проблем, то, например, за­слуги С. Л. Рубинштейна в создании психо­логической теории деятельности не меньше, чем заслуги А. Н. Леонтьева. Дело вдру­гом. В отличие от С. Л. Рубинштейна А. Н. Леонтьев использовалкатегорию деятель­ности как ядро, центр всей психологической науки, а психологическую теорию деятель­ности превратил воб щ у ю п с и х о л о-г и ю, точно так же, как В. Н. Мясищев превратилв о б щ у ю п с и х о л о г и ю теорию отношений, а Д. Н. Узнадзе — тео­рию установки.
___________________

Ситуация была бы понятна и естествен­на, если бы эти теории выросли на раз­ных философско-методологических почвах, в разных социально-исторических условиях или если бы речь шла о раздельных об­ластях действительности, над каждой из которых теоретически властвует отдельная концепция. Но и философские основания, и социально-исторические условия у них одни и те же, и «территория», объявляе­мая «юрисдикцией» всех этих концеп­ций,— это одна и та же «территория».

Нужно ли мириться с тем, что мы име­ем не одну общую психологию, а несколь­ко общих психологий? Речь ведь идет не о несущественных мелочах, а о главном — о предмете науки, о центральной катего­рии, вокруг которой выстраивается вся научная система. Конечно, мы не отрицаем необходимости существования в науке раз­личных школ и направлений. Но не утра­чивает ли смысл само понятие общей пси­хологии, более того — само понятие науч­ной истины,если соглашаться с тем, что в Ленинграде может быть одна общая пси­хология и, значит, как бы одна истина, в Москве — другая, а в Тбилиси — третья? Если исходить из того, что психологическая наука должна иметь только одну об­щую психологию, то наличная теоретиче­ская множественность превращается в настоящую проблему.

Актуальность развернутой постановки этой проблемы определяется той глобаль­ной исторической задачей, стоящей перед всей «новейшей» эпохой развития совет­ской психологии, которая, по формулиров­ке А. В. Петровского, заключается в фор­мировании системы научных психоло­гических знаний на основе марксистской философии [21, стр. 331 — 341]. Нока­кая же может быть система без единой общей психологии? Ведь одного единства на уровне философско-методологических принципов, единства уже в основном достигнутого [21; 25; 26; 29 и др.] явно недостаточно. Это философско-методологическое единство должно быть еще реали­зовано в конкретно-научных построениях, на предметно-теоретическому ровне2.
___________________
2 Стоит сразу же оговориться, что стрем­ление к теоретическому единству, вытекаю­щее из самой природы научного знания, от­нюдь не совпадает со стремлением к объ­единению научных школ. Такое объединение не имеет смысла, да и неосуществимо, ибо школа — своего рода социальный «орга­низм», целостность которого конституирует­ся не одной только идейной общностью, но и целым рядом социальных, организацион­ных, социально-психологических, биографи­ческих и прочих факторов.
___________________

Предложить один из возможных подходов к этой реализации — главная цель настоя­щей статьи.

Итак, имеются: с одной стороны, три общие психологии, три центральные кате­гории (отношение, установка, деятель­ность)3, с другой — необходимость дости­жения теоретического единства. Конечно, рассуждая формально, можно приступить к решению задачи, так сказать, с дизъ­юнкцией в руках: верна одна и только од­на теория. Но вряд ли кто-либо возьмется оспаривать, что в каждой из этих теорий содержится несомненная психологическая правда. Значит, задача достижения един­ства должна решаться путем синтеза этих концепций и их центральных катего­рий.
___________________
3 Именно эти категории выбраны для ана­лиза не потому, что все другие (скажем, категория отражения) можно считать менее важными, а в силу эмпирического исторического факта, что каждая из них послужила центром отдельной общепсихологической теории и дала ей свое имя.
___________________

Однако само признание необходимости синтеза непредрешает того, будет ли од­на из них взята за основу синтеза, а остальные включаться в нее как подчинен­ные, или все они будут использоваться на равных правах. Попытки пойти по перво­му пути4 кажутся нам недостаточно эффективными. Поэтому основной тезис, ко­торый мы собираемся отстаивать, состоит в том, что теории и категории установки, отношения и деятельности являются равноранговыми, неотъемлемыми и незамени­мыми «органами» потенциальной целостной диалектико-материалистической общепсихологической теории.
___________________
4Такие ассимилятивные попытки(сам факт которых лишний раз свидетельствует о тенденции к единству)предпринимались теорией деятельности и теорией установки друг по отношению к другу [3; 31]. Основной прием состоит здесь в том, что центральная идея конкурирующей теории рассекается на две части — абстрактную и конкретную, затем первая из них отбрасывается, поскольку в ней отказываются видеть реальное психологическое содержание, и ассимилируется лишь вторая. За своей же центральной категорией, выступающей как главный объяснительный принцип, признается право выражать абстрактную и конкретную части идеи в их единстве. Так, из одной теории «выплескивается» идея первичной установки и оставляется лишь феномен фиксированной установки [3; 28], а из другой устра­няется категория деятельности как объяс­нительный принцип психологиии берется лишь понятие «актуальной («здесь и сей­час») деятельности» [31, стр.24]. Словом, из концепции при такой процедуре извлекается ее, так сказать, методологическая «душа». И хотя для критикующей теории такая ассимиляция полезнав силу того что она не осваивает полную суть критикуе­мой концепции, теоретическая победа оказывается иллюзорной, по крайней мере с точки зрения обсуждаемой проблемы синтеза.
___________________

2


Сначала необходимо обосновать, почему именно и только теории установки, отно­шений и деятельности выбраны как синте­зируемые объекты. Для этого в первую очередь нужно доказать, что каждая из них действительно является общей психо­логией.

Воспользуемся представлениями Л. С. Выготского [5] об общей психологии. Схе­матично их можно изложить следующим образом. Общая психология есть развиваю­щееся научное образование, отвечающее объективной тенденции к единству научного знания. Тенденция к единству реали­зуется в двух взаимосвязанных тенден­циях — к обобщению и к объяснению. Яд­ром общей психологии является централь­ная идея, которая включает в себя цен­тральное (фундаментальное) понятие и главный объяснительный принцип. (Тер­минологически они могут выражаться од­ной категорией.) Можно выделить две ос­новные фазы развития общей науки: в первой преобладает тенденция к обобще­нию, во второй — к объяснению.

На первой фазе развития общая дисцип­лина (точнее, пока лишь претендент на роль общей дисциплины) выделяет из всех предметов исследования психологии один как центральный, имеющий наибольшую познавательную ценность. Да­лее все остальные предметы последователь­но подводятся под понятие центрального, так что к концу первой фазы оно приобре­тает еще и статус общего понятия, фиксируя то общее, что есть во всех пред­метах данной сферы действительности. На протяжении всей первой фазы сохраняется непосредственный познавательный интерес к центральному предмету.

Во второй фазе развития общей науки центральный предмет постепенно заполня­ет собой всю онтологию и начинает пони­маться как сущность по отношению к другим предметам, рассматриваемым теперь как явления этой сущности. Соответствен­но этому в гносеологическом плане цент­ральное, обобщающее понятие превращает­ся вобъяснительную категорию, или прин­цип. При этом значительно утрачивается непосредственный познавательный интерес к нему и возбуждается интерес к другим, связанным с ним предметам и проблемам, которые начинают исследоваться и объяс­няться, исходя из этой категории. В ре­зультате происходит перестройка всей тра­диционной структуры науки вокруг ново­го категориального центра.

Соответствуют ли такому понятию об­щей психологии теории отношений, дея­тельности и установки? Для теорий дея­тельности и установки, которые сами объ­являют себя «общепсихологическими» и которые не раз подвергались критике имен­но за попытку централизации психологиче­ского знания вокруг одной категории [18; 28; 32], это соответствие настолько оче­видно, что в пределах данной статьи мы считаем возможным опустить его подроб­ное доказательство. Наибольшие сомнения в этой связи может вызывать теория отно­шений, развивающаяся меньше в общетео­ретическом плане, а больше в плане кон­кретных исследований. Поэтому ограничим­ся демонстрацией соответствия понятию общей психологии лишь этой теории.

Ее претензии на роль общей психологии видны даже до специального методологиче­ского анализа, они проявляются уже чи­сто стилистически: в трудах В. Н. Мясищева психология отношений прямо со- и противопоставляется с такими глобальны­ми величинами, как «традиционная пси­хология», «интроспективная психология», «функциональная психология», «структур­ная психология», и т. д.[19, стр. 82, 84, 209, 219].

На первых этапах развития теории поня­тие отношения связывается со всеми дру­гими важнейшими психологическими поня­тиями, тем утверждаясь как централь­ное понятие (ибо только центр в отличие от периферии непосредственно связан со всем). Далее оно начинает выступать как общее родовое понятие, под которое подводится все — ощущение, потребность, стремление, любовь, боязнь, интерес и т. д. [19, стр. 110, 213]. Такое обобщение при­водит к гносеологическому требованию рас­сматривать все психическое сквозь приз­му понятия отношения. «Все виды психи­ческой деятельности,— пишет В. Н. Мя- ищев,— в самом широком понимании мо­жно рассматривать как известную форму­лу отношения» [19, стр. 146].

По мере развития концепции категория отношения, последовательно «поглощая» все другие понятия, заполняет собой всю онтологическую картину, превращаясь из центрального, но все же частного предмета психологических исследований в пред­мет психологии как науки: «Психологию... можно определить как науку о человеке в его отношениях к действительности» [19, стр. 146]. Вследствие такого превращения отношение в онтологическом плане начи­нает выступать как единая сущность, обнаруживающая себя не непосредственно, а через все другие психологические яв­ления. «Есть ли надобность говорить об отношениях,— спрашивает В. Н. Мясищев,— когда реально существуют лишь действия?» Да, утверждает он, поскольку «то, что называется способностями, пси­хическими функциями, процессами, пред­ставляет собой объективно различные способы реализации отношения человека к действительности» [19, стр. 153]. Соот­ветственно изменяется и гносеологический статус понятия отношения. Оно превра­щается в объяснительный принцип психо­логического познания, становится «прин­ципом объективного исследования челове­ка» [19, стр. 112]. И наконец, в методологической плоскости понятие отношения (правда, не одно, а вместе с понятием со­знательной личности, которое, впрочем, са­мо определяется через понятие отношения) объявляется основой, на которой должна строиться вся система науки, «общим принципом психологии» [19, стр. 18, стр. 146].

Итак, мы видим, что психология отно­шений стремится к централизации всего психологического знания вокруг категории отношения, через которую определяется предмет всей психологии и объяснительный принцип психологического метода. Это до­казывает, что психология отношений осу­ществляет себя как общая психология.

Установить, что теории отношений, уста­новки и деятельности есть общие психоло­гии — это полдела. Необходимо еще отве­тить на вопрос, почему для синтеза выбра­ны только эти три концепции? Стро­го говоря, нужно было бы, отвечая на этот вопрос, проанализировать теоретические представления П. II. Блонского, М. Я. Ба­сова, Б. Г. Ананьева и др., но рамки статьи позволяют коснуться лишь концеп­ции такого выдающегося теоретика, как С. Л. Рубинштейн, имя которого прямо ас­социируется с задачей построения маркси­стской общей психологии. Почему же и эта концепция не включается нами в син­тез как равноправный элемент? С. Л. Ру­бинштейн создал общую психологию. Но эта общая психология совсем иного рода, чем анализируемые три теории. Лежащее на поверхности (хотя в то же время весь­ма существенное) отличие общей психоло­гии, созданной С. Л. Рубинштейном, состо­ит в том, что она не сузила предмет пси­хологии до одной категории. Эта психоло­гия по изначальному замыслу, стилю мыш­ления автора и способу построения была синтетической. Теория С. Л. Рубин­штейна, если брать ее в целом, а не в частностях, не может быть поставлена в ряд с теориями А. Н. Леонтьева, В. Н. Мяси-щева и Д. Н. Узнадзе, но не потому, ко­нечно, чтоона «слабее» или «сильнее» их, а потому, что она решала совсем другую задачу, работала в другой плоскости. За­бегая вперед, скажем, что исторический вклад С. Д. Рубинштейна в систему совет­ской психологии состоит в создании на ос­нове марксистской философии общей онтологии психологической науки, «онтологии человеческого бытия», которая лишь неявно подразумевалась в концеп­циях установки, отношений и деятельно­сти, а явно была разработана именно в те­ории С. Л. Рубинштейна.

3


Плодотворный синтез теорий возможен только в том случае, если при их сопо­ставлени и удастся зафиксировать: а) прин­ципиальную общность базовых методоло­гических и онтологических представлений и б) существенные различия их централь­ных категорий, отражающие различные аспекты реальности. Каждая из разбирае­мых теорий строилась в постоянном про­тивопоставлении классической буржуазной психологии. Эту последнюю, следователь­но, можно признать общей точкой отсчета и подойти к сопоставлению теорий (и кате­горий) отношения, установки и деятельно­сти через анализ общего и различий в их критике и преодолении классической бур­жуазной психологии.

Исходный пункт противопоставления теории отношений классической психоло­гии состоит в принципиально различном понимании общих задач психологии как науки. Академизму классики В. Н. Мяси-щев противопоставил практическую на­правленность новой психологии: научно-психологический интерес к человеку дол­жен определяться практическимизадача­ми «воспитательно-образовательной рабо­ты» с личностью, ее лечения и т. д. [19]. Вполне понятно,что такой подход сразу же потребовал радикального преобразова­ния общей онтологической картины психо­логической науки. Традиционная психоло­гия изучала, по словам В. Н. Мясищева, «субъекта в себе»[19, стр. 82]. Образ же человека, лежащий в основе психоло­гии отношений,— это не рефлектирующий одиночка, а человек трудящийся, человек, живущий среди других людей.

В рамках общей картины действитель­ности наука должна выделить свой пред­мет, т. е. ответить на вопрос «о чем она?». В противоположность традиционной психологии, которая объявляла своим пред­метом психику, В. Н. Мясищев определял свою теорию как «учение о конкрет-ной личности» [19, стр. 71].

Осуществить конкретное исследование всего предмета науки «целиком» невоз­можно, поэтому необходимо выделить в нем такую доступную непосредственному эмпирическому исследованию «часть», изу­чение которой вело бы к познанию всего предмета. Эта «часть» в плане метода предстает как «единица ана­лиза», а в онтологическом плане — как центральный предмет ис­следований. Если общим предметом психо­логической науки перестает быть психика как самостоятельная сущность и им ста­новится «конкретная личность», то цент­ральным предметом психологических ис­следований и, соответственно «единицей анализа» перестает быть «абстрактный психический процесс» [19, стр.34] и становится отношение лично­сти.

В концепции В. Н. Мясищева необходи­мо различать широкий и узкий смысл по­нятия отношения. На первых шагах теоре­тического конструирования для В. Н. Мя­сищева было важно подчеркнуть понима­ние отношения именно как «единицы» личности, т. е. подчеркнуть, что отноше­ние — это в первую очередь чье-то от­ношение, хотя, разумеется, оно всегда остается отношением к чему-то. Это поня­тие отношения в широком смысле — как отношение личности к действительности вообще [19, стр. 110, 146]. На следую­щем логическом (а не хронологическом) этапе формирования понятия отношения оно специфицируется под влиянием зна­менитого тезиса Маркса о том, что «сущ­ность человека не есть абстракт, прису­щий отдельному индивиду. В своей дейст­вительности она есть совокупность всех общественных отношений» [1, т. 3, стр. 3]. Хотя на уровне методологической рефлек­сии В. Н. Мясищев нередко соблазнялся предельно широким, неспецифическим для психологии понятием отношения, включая в него все — «от обмена веществ до идей­ного общения» [19, стр. 212], на уровне конкретно-научной проработки категории отношения ее доминантой становился смысл, заданный формулой Маркса. А именно: если задача состоит в психоло­гическом изучении сущности человека, ис­следование должен поставить во главу уг­ла не всякое его отношение к действитель­ности, а особое, специфически человече­ское «общественное отношение», т. е. от­ношение к другому человеку, к людям, к различным их группам и общностям. Эти отношения признаются теорией В. Н. Мясищева исходными и формообразующими для всех других отношений: «общественные отношения формируют все иные его отношения с внешней действительностью» [19, стр. 69]. А раз так, то и в познава­тельной плоскости они должны быть приз­наны центральными: «...Изучение челове­ка в его отношениях представляет изуче­ние человека прежде всего (вы­делено нами.— Ф. В.) В его связях с людь­ми, т. е. преодоление той «робинзонады», которую разоблачили основоположники марксизма» [19, стр. 230] — так заканчивает В. Н. Мясищев одну из своих про­граммных статей.

Итак, академизму классической психо­логии В. Н. Мясищев противопоставил практическую направленность науки, ис­ходную онтологическому представлению этой психологии о «субъекте в себе» — представление о реальной соци­альной жизни человека, пред­мету старой психологии (психике) и «еди­нице» анализа этого предмета (абстрактно­му психическому процессу) — новый пред­мет иновую «единицу» (конкрет­ную личность и ее отноше­ние к действительности). При­чем главным смыслом, доминантой катего­рии отношения и центральным предметом исследований следует считать отноше­ние человека к человеку.

Д. Н. Узнадзе обнаружил в основании всей классической психологии одну «ро­ковую предпосылку» — «постулат непо­средственности». Из работ Д. Н. Узнадзе следует, что этот постулат представляет собой единый корень, из которого выра­стают все направления классического пси­хологического мышления. В своем общем значении постулат непосредственности фи­ксирует тип детерминизма, довлеющий над этим мышлением, а именно — представле­ние о простой и однозначной причинно-следственной связи как универсальной схеме психологического события. Мир де­лился классической психологией на физи­ческие и психические явления. Как «при­чинная» составляющая психологического события, так и его «следственная» состав­ляющая могли считаться и психическим, и физическим явлением. В зависимости от этого постулат непосредственности полу­чал то или иное особое значе­ние, образуя основу для соответствующе­го направления классической психологии. Вот типология этих вариантов «постулата непосредственности»:

1. Причина—психическое, следствие — психическое. Первый тип репрезентирует основную проблематику интроспективной психологии, все ее системы, в основе кото­рых лежит убеждение, что причины психи­ческих явлений следует «искать не где-ни­будь за ними, а в них же самих, полагая, что психические явления обусловливаются психическими же причинами» [30, стр. 159].

2. Причина — физическое, следствие — психическое. Второй тип задает основную схему классической психофизики.

3. Причина — психическое, следствие — физическое. В третьем типе фиксируются классические представления о психомоторике.

4. Причина — физическое, следствие физическое. Четвертый тип выражает со­бой парадигму ортодоксального бихевиоризма и рефлексологии, этих психологий без психики.

Всякое психическое явление непосред­ственно и однозначно вызывается другим психическим явлением (1 тип) или явлени­ем физическим (2 тип). Всякий эфферент­ный акт непосредственно и однозначно оп­ределяется некоторым психическим явлени­ем (например, желанием) (3 тип) или фи­зическим явлением (внутренним — возбуж­дением нервных клеток или внешним — стимулом) (4 тип). Таковы четыре вариан­та «постулата непосредственности».

Во всех этих случаях игнорируется роль субъекта — и в этом главный, с точки зре­ния Д. Н. Узнадзе, порок традиционной психологии [22]. Ее объяснения психики и поведения строились так, будто «...поведе­ние осуществляется помимо существенного соучастия субъекта» [30, стр. 328], а пси­хические процессы являются самодостаточ­ными и самодействующими сущностями. Вследствие этого классическая психология оказалась неспособной адекватно поставить и решить проблемы психического отраже­ния и целесообразной деятельности [30].

Д. Н. Узнадзе противопоставил старой психологии новые онтологические пред­ставления, в рамках которых эти пробле­мы могли быть поставлены и решены. В текстах основателя грузинской психологи­ческой школы может быть выявлена по­следовательная система процедур вве­дения понятия установки, каждая из кото­рых направлена против того или иного ва­рианта «постулата непосредственности». Не излагая здесь всю эту систему, коснем­ся лишь важнейшей из этих процедур, ко­торая осуществляется с помощью понятий «потребность» и «ситуация». Необходимым и действительным условием возникновения установки, повторял Д. Н. Узнадзе, следу­ет считать единство актуальной потребно­сти субъекта и ситуации ее удовлетворе­ния [30, стр. 157, 168]. Попытаемся реконструировать из этого положения онто­логию, лежащую в основе теории установ­ки.

Субъектный полюс онтологии конкрети­зирован в данном случае понятием «по­требность». Но потребность — это всегда потребность в чем-то, она определена не через самое себя, а через объект. Следова­тельно, в понятии потребности, хотя оно и является представителем субъектного по­люса онтологии, уже имплицирована связь субъектного и объектного полюсов, вне ко­торой это понятие бессмысленно. Точно также обстоит дело и с понятием ситуа­ции. Хотя ситуация удовлетворения по­требности — это нечто объективное, суще­ствующее независимо от произвола и во­ображения субъекта, но собственно с и-т у а ц и е й она не может стать вне отно­шения к живому существу, к субъекту. Си­туация — это бытие для другого, это не само по себе чисто внешнее объективное обстояние, взятое в себе, безотносительно к жизненному состоянию субъекта, но и не это состояние, это единство того и дру­гого. Стало быть, и понятию ситуации внутренне присуща связь субъектного и объектного полюсов.

Но если понятия потребности и ситуации сами лишены односторонности и каждое из них несет идею неразрывной связи субъек­та и объекта, то ясно, что понятие установ­ки, возникающей на основе единства по­требности и ситуации, выражает эту связь не просто в усиленной степени, а являет­ся, по существу, таким понятием, которое указывает уже не на связь между субъ­ектом и объектом, определенными будто бы до и вне этой связи, а на связь, объемлю­щую субъект и объект, которые только внутри нее и получают определение и вы­деляются как отдельные моменты. Отсюда следует, что онтологическая суть катего­рии установки состоит не просто в обнару­жении опосредующего звена между психи­ческим и физическим мирами, а в создании представления о едином «жизненном» мире, сущностно предшествующем своим моментам — субъекту, объекту и их взаимо­действию. Таково наиболее абстрактное значение категории установки, конституи­рующее главную онтологическую идею пси­хологической теории Узнадзе5 [27].
___________________
5He случайно «предшественниками» по­нятия установки при развитии взглядов Д. Н. Узнадзе были понятия «биосфера» и «жизнедеятельность».
___________________
Как же определяет эта психология свой предмет? В противоположность традицион­ной психологии Д. Н. Узнадзе полагает, что к познанию психики можно подойти не прямо, а опосредованно — через изучение человеческой деятельности. Это и есть предмет психологии как науки.

«...Наша наука,— писал Д. Н. Узнадзе,— призвана поставить вопрос о психологиче­ском анализе и изучении закономерностей человеческой деятельности» [22, стр. 128].

В силу того, что главный порок класси­ческой психологии Д. Н. Узнадзе видел, как уже говорилось, в том, что она отвлекалась от самого действующего индиви­да, от целостного субъекта, основным объектом изучения в рамках общего предмета психологии он избирает субъекта деятельности.

Что же является «единицей» анализа субъекта деятельности и соответственно центральным предметом конкретных иссле­дований? «Установка, понимаемая как модификация целостного субъекта» [30], отражающая в себе конкретное состоя­ние «жизненного мира», возникшее в ре­зультате «встречи» потребности и ситуа­ции. Всякий психический и поведенческий акт должен быть объяснен, согласно тео­рии установки, по преимуществу из субъ­екта, как реализация определенного его состояния или «модуса» — установки, но само это состояние понимается не как внутри самого субъекта и только из него вызревшее субъективное состояние, а как объективное субъектное состояние, детер­минированное единством потребности и предмета, ее удовлетворяющего [30, стр. 322].

Таким образом, онтология, которую Д. Н. Узнадзе противопоставил онтологии классической психологии, может быть на­звана онтологией «жизненного ми­ра». Предметом психологии становится че­ловеческая деятельность, а основным объектом в рамках этого предмета выступа­ет субъект деятельности. «Едини­ца» анализа субъекта деятельности и, со­ответственно, центральный предмет конкретных исследований— это определенная «модификация целостного субъекта» или установка.

По мысли А. Н. Леонтьева, исходное он­тологическое различение классической пси­хологии есть различение явлений внутрен­них, психических, данных в непосредствен­ном переживании, и явлений внешних, ма­териальных [13, стр. 337]. Психология, на­чинающаяся с такого различения, «не мо­жет стать действительно содержательной и реальной наукой» [13, стр. 338]. Маркси­стская, материалистическая психология должна исходить, считает А. Н. Леонтьев, из совершенно другой онтологии — вклю­чающей «действительного инди­вида», материальный мир и процесс жизни индивида, прак­тически связывающий его с миром.

Формируя предмет психологической нау­ки в пределах своей онтологии, классиче­ская психология объявляла им либо саму психику, отождествляемую с сознанием и понимаемую как самостоятельная субстан­ция, либо—в бихевиоральных системах, считавших психику эпифеноменом,— «по­ведение», мыслившееся механистически. В противоположность этому представлению психология, по определению А. Н. Леонтьева, есть наука «о порождении, функциони­ровании и строении психического отраже­ния реальности, которое опосредствует жизнь индивидов» [14, стр. 12]. Иначе го­воря, психика входит в предмет психоло­гии, но не исчерпывает его, ибо она пред­стает как неотъемлемый элемент некой си­стемы (жизни), не существующий вне нее. Следовательно, изучать психику невозмож­но в отрыве от изучения процессов жизни, и психология должна включать их в свой предмет. «Точка зрения психологии,— го­ворил А. Н. Леонтьев,—есть точка зрения жизни, и психология не смеет ее покидать» [12, стр. 38]. Но процессы жизни — это процессы деятельности. Значит, в соответ­ствии с исходной онтологией в предмет пси­хологии должна быть включена триада «субъект — деятельность — предмет», где субъект предстает как «единица» «дейст­вительного индивида», деятельность — как «единица» процесса жизни, а предмет — как «единица» мира. Каким образом дея­тельность — центральное звено этой триа­ды — входит в предмет психологии? Она входит «не особой своей «частью» или «элементом», а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности» [14, стр. 92].

На уровне формирования «единиц» ана­лиза абстракция от этой реальности приво­дила в классической психологии к тому, что деятельность, которую она изуча­ла (а «психология,— замечает А. Н. Ле­онтьев,— всегда, конечно, изучала дея­тельность...» [14, стр. 89]), выступала ли­бо в форме фетишизированных, самодейст­вующих психических процессов, когда мышление мыслило, память запоминала и т. д., либо в форме «слепых» реакций, из­нутри не просветленных отражением и из­вне не детерминированных предметами. Со­ответственно этому субъект представал либо как «самосознание» — в интроспек-ционизме, либо как «реактивная машина» [14, стр. 23] — в бихевиоризме и рефлек­сологии. И, наконец, предмет выступал в старой психологии либо как«стимул» [4], либо вообще изгонялся за пределы пси­хологии, считаясь вещью «протяженной», материальной и потому не имеющей прямо­го отношения к изучению «непосредствен­ного опыта». («Если я хочу познать ощу­щение сладости, зачем мне изучать са­хар?!» —восклицал психолог-интроспекционист.)

Последняя из этих проблем, не нашед­ших своего решения в классической психо­логии,— проблема предметности стала в концепции А. Н. Леонтьева решающей [4; 7] при выработке представлений об «отдельной» деятельности как психологи­ческой «единице» анализа и центральном предмете конкретных исследований. А. Н. Леонтьев совершил чудовищный с точки зрения классической психологии акт: он ввел в психологию реальную вещь, которая получила психологическое гражданство, представ как предмет деятельности субъек­та, более того, обретя достоинство главной детерминанты «отдельной» деятельности, ее мотива.

Итак, противопоставляясь классической буржуазной психологии, концепция А. Н. Леонтьева в качестве исходной онтологии использовала схему «жизнь — индивида— в мире», своим предметом она объявила предметную деятельность субъекта, порож­дающую психическое отражение и опосред­ствуемую им, в качестве «единицы» анали­за и центрального предмета исследований она сформировала представление о струк­туре «отдельной» деятельности (деятель­ность — действие — операция; мотив — цель — условия).

4


Даже такого поневоле краткого и упро­щенного анализа перехода от классической буржуазной психологии к трем ведущим направлениям современной советской пси­хологии достаточно, чтобы выбрать «мас­штаб» и структуру сопоставления теорий и категорий деятельности, установки и отно­шения.

Эти теории делали одно общее дело пе­рестройки психологии на марксистской ос­нове. Каждой из них руководило убежде­ние, что психология и психолог должны включиться в реальную жизнь общества, в практику производственную, воспитатель­ную, медицинскую и т. д. Такое понима­ние задач заставило эти психологии повер­нуться лицом к жизни и рассматривать психику не как над и вне жизни сущест­вующую субстанцию, а как реальный мо­мент самой жизни. Старая психология стре­милась познать жизнь души, новая — одушевленную жизнь.

На уровне полагания исходной онтологии три разбираемые концепции при всех тер­минологических различиях, которые мы здесь не учитываем, едины в убеждении, что психология человека должна исходить из действительных предпосылок, «от кото­рых можно отвлечься только в воображе­нии. Это действительные индивиды, их де­ятельность и материальные условия их жизни» [1, т. 3, стр. 18]. Преодолевая классическую онтологию «изолированного индивида», все концепции противопостави­ли ей марксистское учение о деятельност-ной и социальной сущности человека. Од­нако в рамках конкретно-научных разработок это преодоление в теории
В. Н. Мясищева шло преимущественно по линии критики «робинзонады», т. е. изоли­рованности индивида от мира людей, а в теориях А. Н. Леонтьева и Д. Н. Узнадзе— преимущественно по линии критики изоли­рованности индивида от предметного ми­ра6.
___________________
6Нужно настойчиво подчеркнуть, что речь идет только об акцентах развития теорий и соответственно о доминантах кристаллизирующихся в них категорий. Признание и на­учно-психологическое раскрытие социальной сущности человека, его психики и деятельности является существенным и неотторжи­мым свойством теорий деятельности и уста­новки. Это утверждение не требует специ­ального доказательства. Достаточно вспом­нить, что, по А. Н. Леонтьеву, деятельность человека всегда включена в систему отношений общества [14,стр. 82], что предмет ее — всегда человеческий, общественный предмет [13, стр. 364—366], что, по формулировке Д. Н. Узнадзе, «человек живет и действует, т. е. существует, не только для себя, но и для другого; особенно следует остерегаться того, чтобы опять противопо­ставить «общество», как «абстракцию», «ин­дивиду» [30, стр. 275]. Равным образом В. Н. Мясищев, считая главным «изучение человека прежде всего в его связях с людь­ми» [19, стр. 230], конечно же, не абстраги­ровался и от его связей с предметной действительностью, не зря ведь в исследова­ниях 30-х годов основное внимание он уде­лял отношению человека к труду.
___________________

Далее, на уровне формирования предме­та психологической науки и В. Н. Мясищев, и Д. Н. Узнадзе, и А. Н. Леонтьев кри­тиковали старую психологию за то, что она рассматривала психику в отрыве от систе­мы «человек — жизнь — мир». Но и в этом пункте была различная акцентировка: В. Н. Мясищев и Д. Н. Узнадзе фокусиро­вали свое внимание на том, что психика рассматривалась классической психологи­ей в отрыве от своего «носителя» — лич­ности, «целостного субъекта»,от живуще­го человека, а А. Н. Леонтьев преимущественно направлял свои усилия на пре­одоление абстракции психики от человече­ской жизни, которая ее порождает, и от мира, который она отражает. Теории от­ношений и установки пронизаны пафосом возвращения (введения) человека в психо­логию, теория деятельности — пафосом возвращения (введения) жизни в психоло­гию.

Поэтому основным объектом изучения в психологической системе В. Н. Мясищева стала личность, в психологической системе Д. Н. Узнадзе — субъект деятельности, а в психологической системе А. Н. Леонтье­ва — деятельность субъекта.

На уровне выбора «единиц» анализа эти различия основного объекта изучения вы­разились в том, что В. Н. Мясищев и Д. Н. Узнадзевыделили «структурные» единицы (отношение как единица структуры личности, установка как единица структу­ры целостного субъекта7), а А. Н. Леонть­ев — «процессуальные» («отдельная» де­ятельность, действие, операция как едини­цы процесса деятельности). Другими слова­ми, понятия установки и отношения фикси­ровали нечто потенциальное («динамиче­ское»), что может реализовываться в про­цессах жизнедеятельности, а понятие дея­тельности — нечто актуальное, сам про­цесс такой реализации.
___________________
7В. Н. Мясищев писал, что установка и отношение не представляют собой «в кон­кретном плане процесса, хотя и могут из­меняться» [20, стр. 12].
___________________

Эти сходства и различия между теория­ми и категориями деятельности, установки и отношения позволяют построить следую­щую категориальную типологию психоло­гических единиц человеческой жизни:
Исходным предметом типологического анализа является «жизнь человека в ми­ре». В нем выделяется два аспекта — «жизнь человека» и «мир». Каждый из них, в свою очередь, делится на два аспек­та: «мир» — на «предметный мир» и «мир людей», а «жизнь человека» — на «чело­века», рассматриваемого как некая потен­циально активная, т. е. «динамическая» структура, и«жизнь», рассматриваемая как «актуальный процесс». Пересечение этих оппозиций дифференцирует исходное целое на четыре «состояния». Правило чте­ния типологии: например, деятельность (тип 2) — это психологическая единица анализа актуального процесса жизни чело­века, взятого в его отношении к предмет­ному миру.

Из предшествующего анализа ясно, по­чему 1, 2 и 3 типы обозначены соответст­венно как установка, деятельность и отно­шение. Однако остается еще одна свобод­ная клетка этой категориальной типологии. Но логике схемы она должна быть запол­нена категорией, выражающей форму осу­ществления процесса жизни, который реа­лизуетотношение человека к другим людям. Вполне очевидно, что в качестве этой категории может выступать лишь одно — категория общения.

5


Преодолевая классическую буржуазную психологию, советская наука создала три общепсихологические теории, центральны­ми категориями которых являются катего­рии установки, отношения и деятельности. Мы обнаружили, что эти теории едины в своем понимании онтологии, из которой должна исходить психологическая наука. В то же время при определении предмета науки, выборе основного объекта изучения и формировании «единицы» его анализа эти теории расходятся, что в итоге выра­жается в разнице их центральных катего­рий. Однако анализ показывает, что это расхождение напоминает, образно говоря, не ситуацию «лебедя, рака и щуки», а ско­рее ситуацию планомерного разделения труда, поскольку обнаруживается, что эти категории связаны и стройную логическую систему, в которой они хотя и противопо­ставлены друг другу, но противопоставлены не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие.

В этой категориальной системе есть еще один неотъемлемый элемент — категория общения. Следовательно, по логике исто­рии в советской психологической науке должна быть создана и соответствующая теория. Такую задачу нужно было бы по­ставить, если бы она не была уже постав­лена в исследованиях Л. II. Леонтьева [9], придавшего проблеме общения общепсихо­логический статус, и особенно — В. Ф. Ло­мова [15], который пошел дальше, наделив категории общения статусом «нового мето­дологического принципа» [2,стр. 90]8.
___________________
8Речь не о том, что эти авторы первые открыли проблему общения для психологии, а о превращении ее из частной в общепсихологическую (ср. со сноской 1).
___________________

Думается, что указанную задачу можно было поставить и более остро как задачу построения особой о б щ е п с и х о л о г и-ческойтеории о б щ е н и я, вкото­рой общение выступило бы не просто как важная средиравных категорий и не про­сто как один из методологических принци­пов, а какцентральная категория и глав­ный объяснительный принцип 9. Подобную «острую» постановку проблемы следовало бы мотивировать не тем, что общение буд­то бы: не может быть рассмотрено с точки зрения схемы предметной деятельности [15; 16], разработанной А. Н. Леонтьевым10, а стремлением детально проработать саму ка­тегорию общения, чтобы проследить до конца все ее потенциальные возможности, стремлением, вытекающим из понимания огромного (хотя, естественно, не безгранич­ного) значения этой категории для общей теории психологии.
___________________
9Такая концепция позволила бы (а) ас­симилировать огромный пласт исторических и онтогенетических фактов, где вещь выступает в действии и отношении к ней челове­ка как «другой» (которого можно любить и ненавидеть, поклоняться и презирать) [8; 24] и б) теоретически освоить в общепсихо-логическом контексте достаточно подробно проработанные вне этого контекста (в частности, в психоанализе и аналитической пси­хологии, в трансакционном анализе и тео­рии ролей, в философии и филологии) представления о личности как внутреннем обще­нии, как «полифонии», а не «монолите» или механической структуре [26, стр. 334].

10Такое рассмотрение и возможно, и про­дуктивно, как показывает прекрасная (но почти незамеченная из-за малого тиража) работа Г. В. Гусева [6].
___________________

Итак, мы убеждены в том, что создание общепсихологической теории (равноранговой теориям отношений, установки и дея­тельности), которая сделала бы общение центральной категорией и последователь­но свела бы к ней все психологические реалии, принципиально возможно и даже желательно.

Но одно дело принципиальная возмож­ность и желательность и совсем другое — фактическая возможность. То реальное ис-торико-научное обстоятельство, что эта теория, во-первых, начала развиваться в ситуации наличия уже вполне развитых общепсихологических концепций и, во-вто­рых, что она объективно является завер­шающей сложившуюся парадигму, противо­действует ее оформлению в чистом виде. Это противодействие «самой истории» на поверхности научной жизни проявилось в интенсивной дискуссии о месте и значении категории общения в системе психологиче­ского знания [2; 6; 10; 15—18; 24]. Нам кажется, что за разноголосицей взглядов и формулировок, прозвучавших в дискуссии, начинают вырисовываться контуры общей, единой для всех онтологической схемы, ко­торая соответствует приведенной выше ти­пологии психологических единиц жизни. Эту схему можно представить себе в виде треугольника, одна из вершин которого символизирует индивида (И.), вторая — вещь (В.), третья — другого индивида. Каждого индивида и вещь связывает дея­тельность (Д.), в рамках которой индивид выступает как субъект (С.), а вещь — как предмет (П.) или объект (О.). Вектор внут­ри тела деятельности, направленный от субъекта к предмету, символизирует уста­новку (У.). Двух индивидов связывает меж­ду собой общение (Об.), в рамках которого они выступают друг по отношению к другу как Ты и Я. Вектор внутри общения, направленный от Я к Ты, означает отноше­ние (От.).

Эта схема изображает целостную «еди­ницу» жизненного мира человека в диффе­ренцированном виде. Изначально в жизнен­ном мире ребенка все ее элементы слиты в одно нерасчлененное единство. Младенец, кормящийся у груди матери, не отличает себя от акта сосания, от молока, от матери. Но и затем, в жизненном мире взрослого, хотя и происходит реальная дифференциа­ция всех указанных моментов, сохраняется их генетическое и функциональное единст­во. Поэтому психолог, делая предметом сво­его исследования индивидуальную ли дея­тельность субъекта, совместную ли его де­ятельность с другим человеком (на схеме— связка (С—П|В|О—С11)) или любой другой фрагмент целостности, должен осознавать, какую именно он при этом производит аб­стракцию.
___________________
11Эта «связка» — одна из множества воз­можных частных модификаций исходной схемы (ср. с предложенной Б. Ф. Ломовым схемой «субъект — субъект», где средний элемент опущен,а также свыдвинутой Л. А. Радзиховскимсхемой «субъект — объ­ект — субъект» [24], в которой средний элемент присутствует, но в нерасчлененном виде). Упомянутое множество возможных модификаций создается,во-первых, тем, что в каждом конкретном случае могут рассмат­риватьсяне все компонентыисходной схе­мы, а во-вторых, тем, что структурные места схемы несвязаны жестко снаполняющим их содержанием. Скажем,структурное мес­то «вещи» можетзанять деятельность дру­гого человека или «мое» отношение кдру­гому человеку и т. д.Анализ этого мно­жества —задача особого исследования.
___________________

Возьмем для примера самый «непсихо­логический» пункт схемы — полюс вещи. Разумеется, вещь сама по себе не может интересовать психологию, поэтому-то клас­сическая психология, отвлекаясь от всей системы связей, вводящих вещь в челове­ческое бытие, отказывалась включать ее в психологическую онтологию. Вещь, как она предстает перед психологическим взглядом на реальность, должна браться и как предмет, т. е. в своем отношении к де­ятельности субъекта, и как объект, т. е. нечто произведенное или хотя бы выделен­ное из мировой связи для субъекта другим человеком (людьми), словом, как объекти­вация деятельности другого, и как точка схождения совместного действия, и даже как отношение человека к человеку [8]. «Предмет как бытие для человека, как предметное бытие человека есть в тоже время наличное бытие челове­ка для другого человека, его челове­ческое отношение к другому чело­веку, общественное отношение че­ловека к человеку» [I, т. 2, стр. 47]. Как это понимать? Очень просто. Скажем, плохо сшитый костюм — это не просто не­кий вещный продукт работы портного, это «наличное бытие» портного «для другого человека», в котором в предметной форме выражается его «человеческое отношение к другому».

Таким образом, любой фрагмент «жиз­ненного мира», становясь предметом пси­хологического исследования, должен рас­сматриваться во всей сложной системе опосредований, в результате которой он в действительности выделяется как некая от­дельность из целостного «жизненного ми­ра». Любое конкретное экспериментальное исследование должно задавать совокупность условий отвлечения своего предмета от этой целостности, только тогда оно может рас­считывать на сознательное и последова­тельное выявление реальных закономерно­стей.

Что касается теоретико-методологиче­ских исследований, то целый ряд катего­рий, представленных в схеме, уже доста­точно хорошо проработан в отечественной психологии — это категории субъекта, ин­дивидуальной предметной деятельности, от­ношения, установки. Теперь же на первый план должна выйти разработка категорий совместной деятельности, «совокупного действия» [8], общения и особенно катего­рии «другого».

6


Подведем итоги. Было показано истори­ческое и логическое единство категорий деятельности, общения, установки и отно­шения. Эти категории являются производ­ными от единой онтологии «жизни челове­ка в мире», содержащей в себедва аспек­та — «жизнь человека» и «мир». Заслуга разработки этих онтологических категорий, образующих фундамент единой марксист­ской общей психологии, принадлежит С. Л. Рубинштейну [25; 26]. В этом его истори­ческий вклад в систему советской психоло­гии.

Разумеется, предложенная типологиче­ская схема — не более чем историко-пси-хологическая гипотеза. В рамках одной ста­тьи невозможно доказать эту гипотезу. Но главный смысл настоящей работы даже не в таком доказательстве, а в демонстрации того, что поставленная Л. С. Выготским проблема единой общей психологии превратилась сейчас, в 80-х годах, в кон­кретную теоретическую задачу создания единой категориальной системы, синтези­рующей основные идейные достижения марксистской психологической мысли.

ЛИТЕРАТУРА

1 К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд.
2 К.А. Абульханова-Славская. Деятельность и психологияличности. М., 1980.
3 А.Г. Асмолов. Деятельность и уста­новка. М., 1979.
4 А.Г. Асмолов. Основные принципы психологической теории деятельности. В кн. «А. Н. Леонтьев и современная психоло­гия». М., 1983.
5 Л.С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч., в 6-ти томах, т. 1. М., 1982.
6 Г.В. Гусев.Психология общения. М., 1980.
7 В.В. Давыдов.Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения. В кн. «А. Н. Леонтьев и современная психология». М., 1983.
8 В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
9 А. А. Леонтьев.Психология общения. Тарту, 1974.
10 А. А. Леонтьев. Общение как пред-мет психологического исследования. В кн. «Методологические проблемы социальной
психологии». М., 1975.
11 А.А. Леонтьев.Деятельность и общение. «Вопросы философии», 1979, № 1.
12 А. А. Леонтьев.Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева.В кн. «А. Н. Леонтьев и современная психология». М., 1983.
13 А. Н. Леонтьев.Проблемы развития психики. М., 1972.
14 А.Н. Леонтьев.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
15 Б.Ф. Ломов. Общение как проблема общей психологии. В кн. «Методологические проблемы социальной психологии». М., 1975.
16 Б.Ф. Ломов. Категории общения и деятельности в психологии. «Вопросы философии», 1979, № 8.
17 Б.Ф. Ломов. К проблеме деятельности в психологии. «Психологический журнал», 1981, т. 2, № 5.