На самом деле это мои терзания после сентября 17 по сию пору, и не только мои.
Я знаю, как трепетно все члены Ассоциации относятся к наследию Федора Василюка, как осторожно и боязливо рассуждают о теории и практике. Я вижу, как много вопросов и непонимания накопилось за этот год. Конечно, это связано со смертью Василюка и со страхом потерять общность и единство наследия. И я постараюсь быть деликатным и осторожным. Меня извиняет лишь моя честность и любовь к Федору Василюку, какими они были и до, и теперь.
Главное, в чем мы все согласны, состоит в признании и поклонении самому Учителю! Федор Ефимович оказался несомненным лидером и учителем в психологии нашего времени. Это верно и для академической и для христианской психологии. Значение его творчества и построенной им системы профессиональной подготовки психотерапевтов будет лишь возрастать. В современной России нет иной полноценной, полной, как с точки зрения охвата всех уровней, так и с точки зрения различных гуманистических подходов, многоступенчатой и целостной системы подготовки психотерапевтов от нуля до высшей категории. Другой целостной школы в России нет.
Второе, что не менее важно, Василюк создал свою школу психотерапии, которая, однако, вписывается, в гуманистический подход. Эта школа – продолжает блестящие достижение К. Роджерса, В. Франкла, Р. Мэя, А. Ленгле, и, в то же время, является оригинальной самобытной школой русской психотерапии. А названный ряд имен имя Василюка должно быть нами с радостью и гордостью поставлено как достойное. Федор Василюк -продолжатель и новатор гуманистического подхода.
Третье. Имя Федора Василюка не может быть полно понято и принято без его религиозного, духовного и аскетического аспекта. Федор был и есть христианин до мозга костей: его творчество, его практика, его искусство психотерапии, педагогика и наставничество невозможно без его христианства. Надеюсь, это понимаю все, и православные и не очень. Но Федор Василюк сын свой Alma Mater, и потому никогда не ставил свою школу, науку и психотерапию в зависимость или в услужение религии. Он сознательно избегал миссии или проповеди, цитации или начетничества. Он очень хотел бы быть проповедником, он мог жарко молится за своих учеников и клиентов, но не позволял себе манипулировать словами веры.
Четвертое. Идеи Василюка можно условно выразить привычными нами терминами: Понимающая Психотерапия и Синергийный подход. Обе эти терминологические группы требуют внимательного изучения и осмысления. Мы все не можем напрямую разрабатывать эти группы без подробной рецепции и преображения в теоретические конструкты.
Здесь нам важно признать, ни то, ни другое не является достроенным домом. Здесь есть лишь варианты проектов, не более. И не надо делать вид, что Василюк оставил нам прекрасно выстроенное и отделанное здание. Объем материала и образы будущего Василюк оставил нам в изболии. А освоить и достраивать – дело последующих поколений (т.е. наше).
В основе ППТ лежит на самом деле любовь, любовь к ближнему. Это старая как мир заповедь. Психотерапия Василюка – это любовь. Кто готов посвятить себя любви, любви к клиенту, любви к человеку и человечности, тот наследник Василюка, наследник гуманистического подхода.
Сокровище ППТ не в техниках, а в любви.
В основе Синергийного подхода лежат идеи Сергея Сергеевича Хоружего. Без понимания его антропологии нельзя понять замысел Федора, и в этом нам предстоит огромная работа, потому что мостиков между Синергийной антропологией и психотерапией Василюк нам не оставил. Он и сам не знал ещё как это соединить. Он лишь готовился, накапливал материал к этой работе. Но совершить её не успел.
Как сын своей эпохи и нашей AlmaMaterВасилюк отлично понимал – успех школы в создании институции. Мы часто это с ним обсуждали и были единодушны: необходимы институциональные границы и опроы, чтобы школа продолжала жить и вне жизни учителя. Поэтому ему было важно создать факультет (увы, не сохранился) и Ассоциацию (это мы).
У нас много задач, но важнее всего любовь, любовь к ближнему. В этом мы исполним его миссию и свою.